На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШ ГОРОДОК

12 147 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    Оба родителя не совсем адекватны. Нормальный человек бы просто выбросил испорченный пирог в мусорку и заказал бы пицц...Семейные отношения

О системе образования в годы правления Императора Николая Второго.

О системе образования в годы правления Императора Николая Второго.

Император Николай II должен войти в историю как один из просветителей русского народа.

Императорская власть выступала в качестве главного попечителя о народном просвещении. Упор в области образования делался на качество. Русское классическое образование – гимназия – готовило умы для государственной службы и интеллектуальной сферы. Ученики гимназии получали прекрасное образование превосходящее уровень современных гуманитарных университетов. При этом гимназисты владели математикой на уровне лучшем, чем ученики современных математических спецшкол. Это были не элитные учебные заведения, а губернские гимназии, разбросанные по всей стране. Эта система позволила Российской империи, несмотря на недостаточную широту охвата населения образованием, оставаться в числе самых развитых государств планеты. Русские учёные входили в «золотой фонд» мировой науки. Имена Менделеева, Бутлерова, Бородина, Сеченова, Лобачевского, Мечникова были известны всему миру. Недостаточной к началу ХХ века была только широта охвата населения страны образованием.

Однако при императоре Николае II эта ситуация в корне меняется. Так, по данным открытых источников в период с 1896 г. по 1910 г. было открыто 57 тыс. начальных училищ. Число начальных учебных заведений удвоилось по сравнению с предыдущим временным периодом. Создано 1,5 тыс. низших профессиональных училищ, 600 городских училищ, 1323 средних учебных заведения, открывается 20 мужских высших учебных заведений и 28 женских вузов. При Николае II создаётся отдельная система высшего женского образования. По этому показателю Российская империя далеко опережает Европу, где вузы выставляют квоты для обучения женщин.

В Российской империи поощрялось книгоиздание и чтение. В 1913 г. Российская империя выпустила 34 тыс. наименования книг общим тиражом 119 млн. экз. В Европе она занимает 2-е место после Германии, но 1-е место Германии обусловлено тем, что треть немецких типографий работает по русским заказам. Расходы министерства народного просвещения за годы правления императора Николая II выросли в 2,5 раза и, соответственно, их доля в бюджете страны увеличилась с 2% до 4%.

Для образовательной системы Российской империи было характерно разнообразие форм образования. Каждое ведомство, каждое министерство и каждая крупная общественная структура Российской империи создавали свою образовательную систему. Существовала классическая система образования от гимназии до университета; реальное образование: городское училище – реальное училище – политехнический институт; коммерческое образование: городское училище – коммерческое училище – высший коммерческий институт; свою образовательную структуру имели церковь и военное ведомство.

В стране развивались прогрессивные подходы к образованию, такие как, например, педагогика по методу Марии Монтессори (в 1913 г. был открыт первый детский сад в России работавший по этой методике). Важно отметить, что государство при таком многообразии форм, собственности, организации обеспечивало единство образовательного процесса, единство программ и их согласованность.

Таким образом, в России сложились исторические традиции качественного, доступного и всеобщего образования, которое долгое время надёжно обеспечивало страну квалифицированными кадрами в различных сферах науки, производства и общественной жизни.

Иллюстрация: урок латинского языка в 4 классе Царскосельской гимназии.

Картина дня

наверх